Сайты образовательных учреждений района
ГлавнаяТестовое управление образованиемНовости ➜ БЕЗ СТРЕССА ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ! А БЕЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ…?

Новости

18.03.2024

БЕЗ СТРЕССА ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ! А БЕЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ…?

14 марта 2024 года в Полазне, в Школе технического резерва впервые после ремонта в полном составе в красивом зале собрался педагогический коллектив на практическом семинаре «Профилактика эмоционального выгорания». По заявленной теме с коллективом работала Н.А. Герасимова, психолог Информационно-методического центра.

Участие приняли педагоги и администрация школы. Количество участников – 15 человек.

Тема эмоционального выгорания в педагогической среде особенно актуальна в наши дни.

Понятие эмоционального выгорания введено 20 лет назад американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером. Это состояние эмоционального истощения, изнеможения, чувство собственной бесполезности. Фрейденбергер говорил о здоровых людях, которые находятся в тесном общении и атмосфере эмоциональной загруженности при оказании профессиональной помощи. Некоторые психотерапевты связывают эмоциональное выгорание с потерей смысла деятельности, существования.

В настоящее время термин «эмоциональное выгорание» широко используется не только в лексике психиатров, психологов, но и педагогике и других сферах, где работа связана с общением с людьми.
Синдром эмоционального выгорания возникает не за один день, ему предшествует период повышенной активности, когда человек поглощен работой, отказывается от профессиональных и собственных потребностей, не восстанавливает потраченную энергию.

Большинство исследований показывает, что выгорание имеет три взаимосвязанных аспекта:
1) эмоциональное истощение, изнеможение;
2)деперсонализация, дегуманизация (потеря самосознания, самоконтроля; развитие негативного отношения к подопечным, цинизм);
3) снижение личностных качеств, негативное самовосприятие (недостаток чувства профессионального мастерства).

Не так давно ученые считали причиной эмоционального выгорания стресс, и в качестве основного средства профилактики предлагали развивать стрессоустойчивость. Но современные исследования в области нейронаук показали, что проблема кроется не в самом стрессе, а в избыточной реакции организма на него. Отвечая на стрессовое воздействие, организм адаптируется к условиям новой ситуации, изменяя физиологические параметры внутренней среды (артериальное давление, пульс, дыхание, питание клеток и т.д.).

Когда стрессовая ситуация затягивается, организм начинает приспосабливаться к постоянному напряжению, которое прогнозирует мозг. Временные адаптационные изменения переходят в разряд постоянных. Результат всегда один и тот же – сбой в работе всех систем организма, развитие различных заболеваний.

Можно ли жить без стресса? На этот вопрос ученые однозначно отвечают: «Нет, нельзя!». Но предупредить избыточную реакцию на стресс в наших силах. Это позволит нам избежать эмоциональное выгорание и его последствия: преждевременного старения организма, развития невротических и психосоматических заболеваний, ухудшения качества жизни.

Понятия эмоционального выгорания, стресса, его положительного, а не только отрицательного значения, были более подробно рассмотрены на семинаре.

В программе были элементы тренинга на знакомство и сплочение коллектива, т.к. общение, другие люди являются мощным ресурсом. С помощью диагностических приемов педагоги исследовали свое актуальное эмоциональное состояние, самочувствие, настроение, отношение к работе и другим важным сферам жизни. В процессе самоисследования некоторые участники проводили коррекцию отношения к себе, своей деятельности и т.д. Участники выполнили блок упражнений для сохранения здоровья, восстановления сил с помощью собственных ресурсов и дыхательной техники.

В целом, семинар получил много положительных отзывов. Но остались еще вопросы. И есть повод продолжить встречи.

Информацию подготовила Н.А. Герасимова, педагог-психолог МБУ ДПО «ИМЦ»

https://vk.com/imcdobr?w=wall-171045539_8801 

Архив новостей

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
Показать все за месяц   |   Показать все за год