Новости
18.03.2024БЕЗ СТРЕССА ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ! А БЕЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ…?
14 марта 2024 года в Полазне, в Школе технического резерва впервые после ремонта в полном составе в красивом зале собрался педагогический коллектив на практическом семинаре «Профилактика эмоционального выгорания». По заявленной теме с коллективом работала Н.А. Герасимова, психолог Информационно-методического центра.
Участие приняли педагоги и администрация школы. Количество участников – 15 человек.
Тема эмоционального выгорания в педагогической среде особенно актуальна в наши дни.
Понятие эмоционального выгорания введено 20 лет назад американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером. Это состояние эмоционального истощения, изнеможения, чувство собственной бесполезности. Фрейденбергер говорил о здоровых людях, которые находятся в тесном общении и атмосфере эмоциональной загруженности при оказании профессиональной помощи. Некоторые психотерапевты связывают эмоциональное выгорание с потерей смысла деятельности, существования.
В настоящее время термин «эмоциональное выгорание» широко используется не только в лексике психиатров, психологов, но и педагогике и других сферах, где работа связана с общением с людьми.
Синдром эмоционального выгорания возникает не за один день, ему предшествует период повышенной активности, когда человек поглощен работой, отказывается от профессиональных и собственных потребностей, не восстанавливает потраченную энергию.
Большинство исследований показывает, что выгорание имеет три взаимосвязанных аспекта:
1) эмоциональное истощение, изнеможение;
2)деперсонализация, дегуманизация (потеря самосознания, самоконтроля; развитие негативного отношения к подопечным, цинизм);
3) снижение личностных качеств, негативное самовосприятие (недостаток чувства профессионального мастерства).
Не так давно ученые считали причиной эмоционального выгорания стресс, и в качестве основного средства профилактики предлагали развивать стрессоустойчивость. Но современные исследования в области нейронаук показали, что проблема кроется не в самом стрессе, а в избыточной реакции организма на него. Отвечая на стрессовое воздействие, организм адаптируется к условиям новой ситуации, изменяя физиологические параметры внутренней среды (артериальное давление, пульс, дыхание, питание клеток и т.д.).
Когда стрессовая ситуация затягивается, организм начинает приспосабливаться к постоянному напряжению, которое прогнозирует мозг. Временные адаптационные изменения переходят в разряд постоянных. Результат всегда один и тот же – сбой в работе всех систем организма, развитие различных заболеваний.
Можно ли жить без стресса? На этот вопрос ученые однозначно отвечают: «Нет, нельзя!». Но предупредить избыточную реакцию на стресс в наших силах. Это позволит нам избежать эмоциональное выгорание и его последствия: преждевременного старения организма, развития невротических и психосоматических заболеваний, ухудшения качества жизни.
Понятия эмоционального выгорания, стресса, его положительного, а не только отрицательного значения, были более подробно рассмотрены на семинаре.
В программе были элементы тренинга на знакомство и сплочение коллектива, т.к. общение, другие люди являются мощным ресурсом. С помощью диагностических приемов педагоги исследовали свое актуальное эмоциональное состояние, самочувствие, настроение, отношение к работе и другим важным сферам жизни. В процессе самоисследования некоторые участники проводили коррекцию отношения к себе, своей деятельности и т.д. Участники выполнили блок упражнений для сохранения здоровья, восстановления сил с помощью собственных ресурсов и дыхательной техники.
В целом, семинар получил много положительных отзывов. Но остались еще вопросы. И есть повод продолжить встречи.
Информацию подготовила Н.А. Герасимова, педагог-психолог МБУ ДПО «ИМЦ»